Системе профтехобразования – 80 лет: Макарьевское профтехучилище – школа жизни и трудового становления

Днем рождения системы профессионально-технического образования стало 2 октября 1940 года, когда был принят указ Президиума Верхового Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР», которым были определены три типа училищ: ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения.
Учебный городок на Унже
28 сентября (15 по старому стилю) 1892 года было открыто первое училище, построенное на средства мецената Фёдора Васильевича Чижова. Училище это находилось в г. Макарьеве. Построено оно было на высоком живописном берегу реки Унжи, на купленном для него участке земли почти в 9 га. Комплекс зданий был выстроен так, что получался целый учебный городок с парком, аллеями, мостиком над прудом, украшенным вазонами с цветами.
По состоянию на 1897 год, комплекс Макарьевского училища состоял из главного корпуса, нового здания общежития, мастерских, двух жилых домов для инспекторов и учителей, дома на пять квартир для мастеров, жилого дома для сторожей, а также ряд других вспомогательных построек. Учебные здания были оборудованы всем необходимым – вентиляцией, отоплением, освещением. Помещения отапливались при помощи печей, в качестве освещения использовались керосиновые лампы. Но в здании мастерских применялось удивительное для того времени электричество, а в слесарную и литейную мастерские было проведено паровое отопление.
Целью работы училища являлась подготовка ремесленников по специальностям: строительно-модельной, слесарной, кузнечной, литейной. В первый класс принимались ученики, окончившие курс в начальном, церковно-приходском или городском училищах. Если уровень знаний у учеников был недостаточным для поступления в училище, то их принимали в одногодичный так называемый «приготовительный» класс.
За обучение взималась плата в размере 3 рублей в год, а проживающие в общежитии доплачивали еще 97 рублей. Бедные ученики освобождались от платы и имели право на пользование стипендией.
Учебный процесс был разбит на полугодия. Занятия начинались в 20-х числах августа и продолжались до Рождественских каникул (21 декабря). Вторая половина учебного процесса начиналась в начале января и заканчивалась в первых числах июля. Каникулы продолжались до середины августа.
Почти весь день ученики проводили на занятиях. Теоретическая часть учебного процесса начиналась с 8 часов утра и длилась до обеда 12 часов, после обеда — с 14 часов до 18 – длилась работа в мастерских.

После окончания училища молодые специалисты шли работать на фабрики и заводы в качестве слесарей, чертежников, модельщиков и литейщиков. За неимением в Макарьевском уезде достаточного количества фабрик и заводов, некоторые ученики вынуждены были наниматься на работу к местным пароходовладельцам. Самые успешные из них продолжали учебу в институтах и университетах крупных городов. Преподаватели училища вели активную работу для устройства судьбы выпускников. В конце учебного года в конторы многочисленных фабрик и заводов, в управления железных дорог рассылались извещения с указанием специальности и с предложениями принять на службу воспитанников ремесленного училища.

Островок цивилизации, комфорта и уюта
Открытие училища с его библиотекой, ученическим хором, интеллигентными преподавателями вдохнуло новую жизнь в захолустный Макарьев. Центром этой жизни стало учебное здание – двухэтажное, красного кирпича, с просторными классами, большими светлыми окнами. Здания имели продуманную планировку, в них было все необходимое, вплоть до ледников и прачечной. Все постройки, весь учебный городок имели водопровод (редкость в то время), мастерские отапливались паром, училищный городок был островком цивилизации, комфорта и уюта. Содержание этого хозяйства обходилось (вместе с зарплатой персоналу) в 19933 рубля. Часть расходов покрывалась исполнением частных заказов и продажей изделий из мастерских. И сейчас можно увидеть в музее училища работы, выполненные ремесленниками тех лет, а ажурные лестницы, отлитые для почты и здания № 2 училища, не сносились и за 130 лет. В училище были специальные лаборатории, кабинеты, производственные мастерские, оснащенные современными техническими средствами. Преподавательский состав набирался из выпускников столичных высших учебных заведений, а лучшие учащиеся посылались на стажировку за границу.
Память о Ф. В. Чижове жива
Много воды утекло за 100 с лишним лет…Многое изменилось в жизни Макарьева. Но стоит на высоком берегу Унжи, самом красивом месте города, парк, посаженный благодарными учениками, стоят красивые красные здания – училище № 1, открывшееся 128 лет назад. Знают и помнят в этом училище Федора Васильевича Чижова, гражданина Костромского края. Есть в музее училища портрет Федора Васильевича, работы учащихся тех давних лет, в библиотеке до сих пор бережно хранят книги Чижова,в фойе училища – памятная доска о нем. А самое главное – живет в народе память о Федоре Васильевиче, потому что первые «чижовцы», получившие прекрасные знания, завещали своим детям и внукам выбор дороги в жизнь через это учебное заведение. За 128 лет своего существования училище не раз меняло профиль образования, в зависимости от потребностей в различного рода специалистах. В разные годы здесь готовили слесарей, токарей, столяров-краснодеревщиков, электриков, специалистов для лесной промышленности, механизаторов для сельского хозяйства.
Знаменитые выпускники училища
В советское время многие выпускники, продолжив дальнейшее образование в высших учебных заведениях, стали впоследствии учеными, врачами, инженерами, видными политическими деятелями.
С 1923 по 1927 годы в группе слесарей-универсалов учился Дмитрий Федорович Устинов, ставший в 1941 году наркомом вооружения, а с 1976 года – Министром обороны СССР. По признанию самого Дмитрия Федоровича, именно в Макарьевском училище он получил путевку в жизнь. В 1933 году выпускником этого училища был Володин Александр Федорович – Герой Советского Союза, погибший в годы войны во время боев в районе города Дашев Винницкой области. В 1942 году Макарьевское училище закончил еще один Герой Советского

Союза – Юрий Васильевич Смирнов. Большое внимание на профессиональное образование было обращено с началом Великой Отечественной войны, когда встала проблема кадров для оборонных предприятий и для предприятий промышленности. В ноябре 1942 года Макарьевское училище получает от наркомата вооружения военный заказ ПОМ-82. Сразу же группы токарей № 1 и № 2 приступили к круглосуточной сменной работе. Нарком вооружения СССР (бывший воспитанник училища) Д. Ф. Устинов берет шефство над училищем. Для токарного цеха он прислал несколько токарных станков. В производственных мастерских отливались корпуса боевых мин. Токари, молодые девушки, их обтачивали, а слесари-инструментальщики изготавливали к ним хвостовое оперение, а также делали прицельные рамки к минометам. Вся эта техника отправлялась затем на военный завод в Ковров. Там мины оснащали боевыми зарядами. На этот же завод направлялись выпускники-токари и слесари. Долгие годы готовило Макарьевское училище кадры не только для города, района, области, но и для всего Советского Союза.

Они давали путевку в жизнь
2 октября в нашей стране отмечался День работников профессионально-технического образования.

Профессия педагога, того, кто учит жить и работать, по праву считается не только одной из самых древних, но и одной из самых значимых и уважаемых в мире. На протяжении веков она сочетает в себе традиции и новаторство, несет огромный гуманистический заряд. Именно учителя, наставники и мастера передают представителям молодого поколения эстафету творчества и сохраняют вечные ценности.

В Макарьевском профтехучилище и мастера, и преподаватели работали, полностью отдаваясь своему делу. Долгие годы проработали в ПТУ Бобылева В. С., Сергеев С. А., Макарычева А. И., Гусева А. Н., Мухина Л. С., Симагина В. А., Полюшкова Г. Н., Соколова Н. М., Потанин Н. К., Данилович С. Ю., Гладышев А. Л., Евдокимова Н. В.,
Фесюн В. Г., Фесюн О. А., Солодова Н. Б., Баженова Т. В., Дворникова Г. В., Сахарова В. А.,Синицина И. В., Перовская Т. В., Чиркина А. Б., Виноградова Е. А., Соколова Т. А. Фирсов А. С., Олоничева Н. В., Осипова В. А., Чумакова Л. А., Ворохова М. А., Крупышева Н. В, Котова Н. Б.
Эти люди воспитывали, учили (а некоторые учат и по сей день) молодое поколение, открывали ему новые горизонты, помогали молодежи найти свое место в жизни, передавали им свои знания, прививали учащимся любовь к Родине и лучшие качества человека, давали им путевку в жизнь. В одном из благодарственных писем я прочла: «Своим бескорыстным трудом вы прививаете у молодого поколения любовь к Родине». Сколько поколений молодежи прошли через Макарьевское училище, достойно выполняя в дальнейшем армейский долг, трудясь на полях трактористами, механизаторами, шоферами. Все они помнят родное училище, мастеров и
преподавателей, которые были для них примером достойного служения своей малой родине. Вот это и есть пример настоящего патриотизма. «Учитель делает великую работу – он воспитывает народ», — говорил А. П.Чехов. С юбилеем, профтех! Мы из тех, кто в профтех!
Галина Дворникова и совет ветеранов училища.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *