Наши интервью: Огонь православной веры – через века!

28 июля Россия празднует 1030 – летие Крещения Руси, одно из ключевых событий русской истории, определившем весь путь дальнейшего развития России. Об этом судьбоносном событии, изменившем миропонимание и самобытность нашего народа, мы беседуем с Благочинным церквей Макарьевского округа Костромской области, отцом Алексием Огиевич.   Почему именно в этот день определено празднование крещения Руси?

— Это день памяти святого равноапостольного князя Владимира. В 988-м году он принял крещение сам, крестил киевлян в водах Днепра, а после и жителей остальных городов Древней Руси.  Конечно, дата во многом условна, дана в пересчете на современный календарь. Но в любом случае, этот шаг ознаменовал переход государства от язычества к православному христианству. Русь языческая стала Русью православной.

— Зачем вообще было нужно Крещение Руси? 

— С точки зрения государства это событие имело прежде всего объединяющую роль. Единая вера для всех концов русской земли скрепляла государство лучше, чем язычество, при котором каждый край поклоняется своему богу. Причем единая вера позволяла русским землям объединяться даже после сотни лет раздельного существования в виде отдельных княжеств под монгольской пятой.  А для самих христиан Крещение Руси, конечно же, стало началом пути ко спасению и радостью от соприкосновения с живым истинным Богом.

— А с какими проявлениями язычества боролось христианство?

— Например, с ритуальным блудом, когда массовые соития предписывались самой языческой традицией.
Также боролись и с ритуальным пьянством, издревле известным у славян.
Конечно, и блуд, и пьянство и другие грехи встречались и после Крещения Руси, но теперь это уже был личный выбор каждого отдельного человека, а не предписание веры.

— Каков личный пример Великого князя Владимира в этом событии?

— Святой князь Владимир вошел в народную память как «Ласковый князь», «Красное солнышко». Эти прозвища он получил за свою доброту, щедрость и внутреннюю, глубинную красоту преображенной крещением человеческой души. Сама жизнь святого князя Владимира с момента его обращения ко Христу свидетельствует о чуде. Крестившись, этот в прошлом разгульный, жестокий, сластолюбивый и коварный князь начинает строить храмы, кормить нищих, заботиться о больных, решив даже отказаться от смертной казни особо опасных преступников, как сам объяснял, — боясь греха. Он строил для инвалидов богадельни, которые содержались на его средства. Эта одна из особенностей русской государственной власти, которая уже с самого начала фактически взяла на себя социальные функции, чего не знала Европа ни времен Владимира, ни позже.

— Что вы можете сказать о роли православия в жизни нашего общества?

— Русская Православная Церковь с первых дней своего существования стала мощной объединительной силой. Дух Христова учения и авторитет Церкви проникли во все сферы государственной и общественной жизни. Даже XX век, с его жесточайшими гонениями на верующих, не сумел до конца уничтожить плоды того события, которое произошло благодаря князю Владимиру. В годы безбожия, когда нашему народу насильственно прививали атеизм, огонь веры Христовой продолжал теплиться в сердцах исповедников, а культура в известной степени продолжала оставаться носительницей христианских ценностей со времен крещения Руси.

— Из истории мы знаем, что язычники не сразу стали благоверными христианами. Каков путь современного человека, по взглядам, язычника — к человеку-христианину.

 — Равно как человек, покрестившись, только начинает свой путь ко Христу, так и Русь, приняв Крещение, начала свой путь. Потребовалось некоторое время, около сотни лет, чтобы христианство начало пронизывать не только крупные города, но и мелкие поселения, что легко прослеживается по смене погребального обряда с языческого сожжения на христианское погребение. Для каждого человека этот путь разный, у кого-то короче, у кого-то длиннее. Это зависит как от внешних обстоятельств, так и самого человека, его воспитания. Чаще всего, толчком обращения к вере служат жизненные трудности, беды, потери, которые попускает для нашего вразумления Господь.

Для многих современных людей христианство, православная вера по-прежнему остается чуждой религией. В чем по Вашему сила христианства?

— Это живое соприкосновение с Богом, которое дает человеку возможность бороться с грехом. Христианство не делает человека безгрешным и идеальным. Оно указывает дорогу ко спасению, а остальное зависит от человека – захочет ли он пройти по ней до конца, сможет ли не сбиться с пути и сумеет ли быть верным тем высоким принципам, которые провозглашает христианство. Но если мы хотим достичь цели, то нельзя поддаваться соблазнам взять «ношу полегче», а надо продолжать путь. «Силен не тот, кто не упал, а тот, кто падал и вставал». И наша история знает множество примеров достойных христиан, таких как Сергий Радонежский и Серафим Саровский, Александр Суворов и Федор Ушаков, которые нашли в себе силы идти до конца.