Возраст — это просто цифра: Анна Георгиевна Антонова: “Моё вчера, сегодня, завтра”

Как живется человеку зрелого возраста в стремительно меняющемся 21 веке? Пишущему, думающему, пережившему во младенчестве страшную и длинную войну, никогда не видевшему своего отца, погибшего в немецком концлагере, и несущему вину за это в своем сердце, хоть и нет ее, той вины… Как живется в глубокой провинции поэту, для которого творчество — гражданская трибуна и возможность быть наедине с собой? Как живется женщине, прожившей весь свой век в селе, на берегу необъятной Унжи и отдавшей все свои годы обучению и воспитанию деревенских мальчишек и девчонок, которая и в 75 находит силы быть полезной своей малой родине. Об этом мы беседуем с Анной Георгиевной Антоновой, нежитинской поэтессой, учителем и гражданином.

— Анна Георгиевна, Вы всю свою жизнь отдали школе, у Вас десятки выпускников, кто-нибудь пошел по Вашим стопам?
— 51 год назад я окончила историко-филологический факультет Костромского пединститута имени Некрасова с дипломом преподавателя русского языка, литературы, истории, начала свою педагогическую деятельность в Макарьевском районе Костромской области. Проработала 46 лет, из них 41 год — в Нежитинской средней школе. Никогда не раскаивалась в выборе профессии и своего основного профиля. Мой профиль помогал мне совмещать преподавание с литературным творчеством. Не могу погордиться тем, что масса моих многочисленных учеников стали преподавателями моих предметов. Но есть и историки, и русаки, и литераторы. О ком-то сейчас уже и не знаю. Горжусь Зинаидой Щербаковой (Савиной), ставшей журналистом. Это из первых моих выпусков в Нежитинской школе. Не секрет, что многие гуманитарии, начиная с 70 годов, уходили из школы на работу в партийные структуры и другие сферы, где можно было или больше заработать, или было престижнее. Даже из моего выпуска пединститута в 1965 году из группы более 20 человек через пару лет в школах осталось не более пяти. Есть из моих учеников выпускники, которые работают завучами в школах страны, организаторами воспитательной работы, учителями дополнительного образования, директорами школ. В Нежитинской средней школе, в детском садике, открытом при школе, сегодня работает учителями и воспитателями большинство тех, кто в разные годы заканчивали эту школу. Но это не моя заслуга — это их жизненный выбор.
— Личность учителя. Что от нее зависит в Ваше и сегодняшнее время?
— Хочу сказать, что от личности учителя зависит в будущей взрослой жизни человека, — линия его поведения и выбор своих поступков в различных жизненных ситуациях независимо от того, кем он станет по профессии.
— Чувство Родины. Каждый человек понимает это чувство по-своему. А Вы?
— Главное — не заболтать пустыми дежурными фразами эти святые слова и всегда своими делами украшать те места, где ты живёшь, не допускать никакого глумления ни над прошлым родной страны, ни над её тяжкими временами… Однажды у меня вырвались слова, адресованные нашему отношению к Родине как к матери:
… Но когда тебя порочат, Забываем боль обид. Гибель зря тебе пророчат, Мы с тобой — твой меч и щит.
— Милосердие не забывается. В Вашей жизни была приемная девочка. Какова ее судьба? Вы поддерживаете отношения?
— Ответ на вопрос о милосердии неоднократно в своих романах пытался дать русский классик 19 века Ф. М. Достоевский. Истинное же милосердие явил людям Христос — Спаситель. Бесспорно одно – милосердие необходимо людям, желающим проявить это движение духа как средство, как мощное лекарство для спасения от заскорузлости и бесчувствия. Нужно милосердие и тем людям, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Действительно, несколько лет назад жизнь предоставила мне возможность стать на некоторое время опорой для девочки — подростка из детского дома. В повседневной деревенской жизни и наши родители, и мы всегда, чем могли, помогали друг другу, когда видели, что помощь необходима. До сих пор в памяти остаются многочисленные эпизоды из голодных послевоенных лет, когда люди делились друг с другом последним, чтобы выжить. И сегодня деревня продолжает жить в этих добрых традициях. Не сомневаюсь, что и последующие поколения сохранят традиционные отношения взаимоподдержки, созданные в жизни деревенского мира нашими предками в течение веков… А у девочки из Макарьевского детского дома сегодня всё в порядке: есть своя семья, есть муж, растёт сын, есть работа. Есть родные люди.
— Расскажите, о чем Вам думается и пишется сейчас, о Вашей общественной деятельности, связанной с Книгой памяти и поиском погибших односельчан. На какой стадии эта деятельность?
— Продолжением «Неутолимой печали «сегодня является работа над Книгой памяти Нежитинского края (книга собирается всем миром с 2007 года). В создании книги участвуют жители Нежитинского края, коллектив школы, бывшие жители наших мест, проживающие буквально во всех регионах России и даже за рубежом.
Со мной вместе в единое целое складывает собранные материалы журналист из Рязани Л. Аманова. Книга
существует в электронном диске и в нескольких компьютерных распечатках. Частично размещена в интернете.
На издание в бумажном варианте пока нет средств. Удалось начать создание «Аллеи Памяти» на территории Нежитинского сельского поселения. Идею создания «Аллеи Памяти » предложила Филатова Вера Борисовна, в прошлом выпускница Нежитинской средней школы, ныне проживает в поселке Никольское Костромской области. «Аллея Памяти» — это часть «Книги памяти», выполненная на мраморе. Об этом мы уже неоднократно размещали информацию в «Макарьевском вестнике». Всё, в основном, выполняется на пожертвования благодарных потомков и их трудами.
О чём пишется сегодня, считаю, что ответила в предшествующих размышлениях. Хочется понастоящему узнавать и осознавать историческое прошлое Родины, родного края, разглядывать,чувствовать и сохранять всю красоту, мужественность и силу духа народа нашей страны, оказавшегося под гигантским плугом исторических вызовов 20-го века, пропахавшим по спинам наших прадедов, дедов и родителей такие борозды, в которых нам — их детям, внукам и правнукам — приходится разбираться, выравнивать наше поле жизни, делая это аккуратно, старательно, мужественно и честно. Идёт второе десятилетие 21-го века. Новые вызовы истории, на которые приходится отвечать сегодняшним поколениям. И нам. Как ответим? Верю, что всё сможем, утверждая, как бы ни было трудно, идеалы добра, справедливости, человеколюбия.