Шарья: Восстановление городского «лица»

Вокзал — лицо города.
Говорить о том, как выглядит здание Шарьинского вокзала, не нужно. Каждый в городе знает, в каком плачевном состоянии оно находится.
В 2006 году здание отметило вековой юбилей. Вокзал — 1906 года постройки, и он является объектом культурного наследия. За сто лет капитального ремонта здесь ни разу не проводилось. В этом году стало известно, что вокзальный комплекс наконец-то будет отремонтирован.

Экскурс в историю
Вообще, вокзала в Шарье не должно было и быть. По изначальному проекту железнодорожная ветвь от Вологды до Вятки должна была идти в обход нашего города. На середине пути требовалось создать опорный пункт, где паровоз мог бы пополнить запасы угля и воды, чтобы дойти до Вятки. Серединой маршрута становился Кологрив. Прежде чем укладывать рельсы и шпалы, проектировщики стали строить инфраструктуру: вокзалы, станции и перроны.
Однако богатые буйские купцы подобным прохождением железной дороги были недовольны. Они поехали прямо к царю с просьбой провести железную дорогу через их земли. После согласия государя проект железной дороги пересмотрели, серединой маршрута было определено другое место, в дальнейшем получившее название Шарья. Здесь в 1906 году был построен вокзал. А Кологрив стал единственной недействующей станцией с вокзалом, где сейчас находится краеведческий музей.

Новый статус
Спустя многие десятилетия своей эксплуатации зданию вокзала потребовался ремонт. И руководство РЖД запланировало ремонт. Однако в этот момент департамент культуры региона объявляет здание памятником архитектуры и по закону его можно лишь реставрировать. Проводить подобные работы должны специалисты, которых в нашем городе просто нет. Именно поэтому ремонт вокзала был отложен на неопределенный срок. За это время и без того требующее ремонта здание обветшало ещё сильнее. Прорехи в кровле привели к разрушению стен. Крыло, где находился ресторан, было признано аварийным и закрыто для посещения.
Не только здание вокзала имеет статус культурного наследия. Вместе с ним его получили старые уборные и багажное отделение. В совокупности именно эти постройки организуют вокзальный комплекс. Из-за этого на станции не строится крытый пешеходный переход. Уже создан его проект, но нужно сносить старое строение, потому что по проекту переход должен быть расположен именно на этом месте.

Что было и как станет
Несколько лет назад было принято решение о реконструкции вокзального комплекса по образцу 1906 года. Чтобы составить новый проект, в Шарью приезжали архитекторы — реставраторы. «Здание будет восстановлено в точности до миллиметра, — Сергей Алексеевич Часовников специально для нас проводит экскурсию по вокзалу. — За век оно изменилось. Например, в зале ожидания вновь появится выход на перрон, когда-то он был заложен. Вся внутренняя отделка, которая была построена в советское время, будет демонтирована, останутся только капитальные стены».
Первым делом ремонтные работы начнутся в ресторанном крыле здания. И, конечно, начнут их с усиления фундамента. Старт реконструкции будет дан уже в этом году. После фундамента последует ремонт кровли. Только на эти работы требуется несколько десятков миллионов рублей. Постепенно строители будут продвигаться в противоположное крыло. Когда реставрационные работы снаружи закончатся полностью, а на это потребуется не один год, рабочие приступят к внутреннему благоустройству. Стоит отметить, что если снаружи вокзал будет выглядеть по образцу 1906 года, то его внутреннее содержание будет отвечать всем современным требованиям, появятся электронные табло, современная навигация и автодиктор. Существенно изменится расположение кабинетов, внутренняя планировка здания. Ремонт позволит улучшить качество обслуживания клиентов. Зал ожидания будет разделен на две части: в первой — полиция и медицинский пункт, во второй — кассы и места для ожидания. Из медпункта будет создан отдельный выход на вокзал, для того, чтобы в случае чрезвычайной ситуации можно было сразу с перрона доставить пострадавших к медикам. Пожалуй, только билетных касс не коснутся серьезные изменения. Они будут находиться на прежнем месте, рядом – камеры хранения и зал ожидания.
Но и это еще не все, там, где раньше был ресторан, планируется оборудовать зал ожидания повышенной комфортности, также в этом же крыле откроется буфет. Санитарные комнаты будут увеличены, их оборудуют с учетом особенностей маломобильных групп населения. Также для этого вокзал будет оборудован тактильными полосами, специальными указателями, навигацией и пандусами.

Газета «Ветлужский край»