Помогите ребенку найти себя

Не все в развитии и пристрастий наших детей зависит от нас, родителей, от того, как мы их растим и воспитываем, какие даем ориентиры. Есть еще, так сказать, генетическая предрасположенность. Музыкально одаренный ребенок в немузыкальной семье – откуда? Или страсть к технике у ребенка из семьи «не технарей». Кто знает, возможно, «заговорили» гены далеких предков. У каждого человека есть своя генная память, которая подчас сидит в нем и ждет своего воплощения, которое может проявиться неожиданными увлечениями и пристрастиями. Но можно сказать и иначе: есть у каждого высшее предназначение, цель, ради которой он и пришел на эту землю. И все его склонности и умения работают на то, чтобы она воплотилась. И счастлив тот, который вовремя ее угадал и занимается делом, которое ему по душе.
Эта цель – предназначение, «записанная» где-то внутри, у некоторых детей может проявиться очень рано. Поэтому важно не сбить человека на взлете, угадать и поддержать.


Как проявляется цель в детстве?

Через склонности и пристрастия ребенок тянется к какому-то определенному делу, а когда натолкнется на него, увлечется так, что за уши не оттянешь. Это дело становится его любовью – и страстью, и радостью одновременно. Это как сочинение стихов или пение песен – не рвешься ни петь, ни сочинять, но если это у тебя в крови – остановить невозможно. Само получается.
Мы, взрослые, конечно, можем взяться за дело и, если нам не нравится это страстное детское увлечение, тормознуть ребенка, запретить ему этим заниматься и подтолкнуть к другому более полезному, как нам кажется, занятию. То есть переориентировать. Пока человек мал и зависит от нас физически и материально, мы можем его переубедить и доказать свою правоту, правда, уйти на это может много сил и энергии, но результат может оказаться временным: когда ребенок обретет самостоятельность, он все равно вернется к своему делу, только, может быть, уже в искалеченной форме.
Гораздо лучше поступить наоборот: прислушаться к своему малышу и сориентироваться на его
задатки, на те «страсти» и способности, которые в нем появляются.
Впрочем, дети с рано выраженным увлечением встречаются довольно-таки редко. Чаще бывает подругому: увлечение как бы размыто, и ребенок не может пока сам четко его определить. Такие дети
все время в поиске, у них просто-таки калейдоскоп интересов. Они все время в погоне, в поиске, что делать – так они «нащупывают» себя. И тут умным родителям придется дать волю ребенку, смириться с
такой чехардой интересов. Есть и третий вариант, вариант, когда ребенку все равно и ему ничего не интересно. День прошел, и слава Богу. Надо заметить, что сам по себе такой вариант не возникает. Тут,
верное дело, родители постарались. Видно, они доходчиво и аргументированно объяснили ребенку, что
именно надо любить, чем следует увлекаться и чего стоит человек, который не доводит ни одного дела до конца, да и, вообще, «ты знаешь, откуда у тебя руки растут?!». А поскольку такие «объяснялки» происходят, пока ребенок дошкольник, пока родители в стопроцентном авторитете, пока он верит им безоговорочно, — в детское сознание крепко вбивается «правильность» и «Неправильность» жизненных увлечений. А заодно выбивается способность найти дело любимое, самое главное дело для себя. Почему? Завоспитанный или огороженный забором запретов, ребенок перестает прислушиваться к зову своей души. Он запутывается и не понимает, не находит то самое, ради чего на землю пришел. Забывает.
  М. Слащева, зав. отделением психолого-педагогической помощи
семьи и детям КЦСОН.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *